Интеллектуальные
особенности обучающихся
с ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ)
Интеллектуальное развитие
обучающегося оказывает существенное влияние на способность освоения им
образовательной программы. У обучающихся с ОВЗ с нарушениями развития ментальной сферы
может наблюдаться несоответствие между уровнем интеллектуального развития и
поведением.
Например, ребенок понимает, что ему говорят,
хорошо усваивает новый материал, но ведет себя «плохо», отвлекается, неусидчив,
провоцирует сверстников на асоциальное поведение. То есть при близком к норме
уровне интеллектуального развития у ребенка может быть низкий уровень
саморегуляции, невозможность осуществлять контроль за своим поведением.
Педагоги могут объяснять ребенку, как
себя правильно вести, ребенок может говорить, что все понял, но продолжать
вести себя «плохо». В таких случаях мы говорим о сниженной степени контроля за
своим поведением у ребенка.
Также у обучающегося может присутствовать в
суждениях какая-либо установка, из-за которой он не может поступить иначе.
Выявить противоречия, а также уровень развития
интеллектуальной сферы помогут наблюдение за поведением обучающегося,
консультации психолога, а также беседы на свободные темы с самим обучающимся.
Во многом развитию интеллектуальной сферы
способствует правильно подобранные похвала и поощрения. Например:
·
словесная похвала (высказывания «Молодец»,
«Отлично», «Очень хорошо» или запись в дневнике, похвала в присутствии других и
родителей и т.п.);
·
материальные поощрения (жетоны, звездочки,
призы, грамоты и т.п.), важно, чтобы ребенку было понятно, что это награда и за
что;
·
отсроченная награда (возможность поиграть на
планшете, поход в музей, прогулка в интересное место, дополнительное время в
комнате сенсорной разгрузки и т.д.);
·
пищевое подкрепление (используется в работе с
детьми, которым сложно понять, что их хвалят, другим способом). Например, за
правильно выполненное задание или усидчивость в течение определенного времени
дают небольшой кусочек любимой еды;
·
физический контакт (похлопывание по плечу,
хлопки ладонями «Дай пять!» и другие социально приемлемые в условиях школы
способы физического контакта).
Комментарии
Отправить комментарий