«Рука
развивает мозг»
Существует методика Марии
Монтессори о естественном и свободном деятельном развитии здорового
ребёнка в специальной среде, где прежде всего давалась бы работа его рукам.
Рукам, а значит душе, сердцу, эмоциям и голове постоянно находились интересные
посильные занятия, становясь все сложнее. Взрослый не делал бы ничего за ребёнка, он
только помогал бы ему. И всё воспитание как бы заключалось всего лишь в помощи
психофизическому развитию, в передаче активности самому ребёнку.
И в настоящее время развитие руки, ручных умений, мелкой пальцевой моторики
является одним из показателей и условий хорошего физического и нервно – психического
состояния у ребенка. По способностям детской руки специалисты делают вывод об
особенностях развития ЦНС, а также мозга. Двигательная активность
ребёнка является фактором, способствующим развитию психики и интеллекта –
такой вывод делают специалисты. От ловкости, быстроты и точности в ходьбе,
беге, прыжках зависит и ловкость пальцев.
Первой пищей для ума является
информация, полученная сенсорными каналами: зрительным, слуховым, обонятельным,
осязательным, вкусовым и кинестетическим.
Сенсомоторное (двигательное и сенсорное) развитие
составляет ФУНДАМЕНТ общего умственного развития. Учёные доказали, что движения
рук ребёнка наследственно не предопределены, а возникают в результате
воспитания и обучения. Для закрепления точного двигательного навыка руки
ребёнку в возрасте от 2,5-3 лет необходимо от 33 до 68 повторений. И только в
дошкольном возрасте ребёнок способен после определённых повторений производить
движение по слову взрослого. Психологи отмечают, что умственные способности
ребёнка начинают закладываться очень рано по мере расширения его деятельности,
в том числе и ручной под влиянием общения и социальной среды.
Первый вид мышления наглядно или предметно – действенный, можно назвать
ручным, т.к. манипулируя предметами, ребёнок познаёт их свойства. Это значит,
что все мыслительные задачи ребёнок решает руками, а не в уме. Методом проб и
ошибок, случайного тыка, он добивается определённых целей. Чем больше запас
действий, тем скорее ребёнок перейдёт к следующему этапу мышления – наглядно –
образному, когда будет оперировать уже не самими предметами, а их образами.
Только пройдя этот этап ребёнок перейдёт к третьему виду
мышления–словесно–логическому или абстрактному, решая практические задачи уже в
уме, а не руками. Это мышление оперирует не образами, а понятиями и формируется
в речи.
Вот и напрашивается вывод, что начало развитию
мышления даёт рука.
Как же рука обследует предметы?
Выделено пять основных движений:
-лёгкое прикосновение;
-постукивание;
-взятие в руки (хватание);
-надавливание;
-ощупывание (перцептивные
действия).
Комментарии
Отправить комментарий