Арт-терапия для детей с аутизмом
В арт-терапии психотерапевт и клиент находятся в отношениях друг с другом , стремясь понять смысл изобразительной деятельности и ее результатов как отражающий те чувства и проблемы, которые послужили обращению к психотерапевту (Case & Dalley, 1992). Такое понимание сущности арт-терапии в последние годы стало все в большей мере обосновываться психодинамической концепцией объектных отношений.
Аутизм рассматривается в качестве одного из наиболее серьезных нарушений развития. В последние годы проблемам, связанным с этим расстройством, уделяется все большее внимание. Дети с аутизмом испытывают разнообразные проблемы. Одной из них является трудности в общении, поэтому мы рассмотрим их далее более подробно. Это позволит лучше понять, почему с детьми с аутизмом так сложно установить психотерапевтические отношения.
В арт-терапии всегда есть возможность дать выражение чувств
в изобразительной деятельности и психотерапевтическом взаимодействии, используя
такие определения, как «неприятный», «раздраженный», «счастливый», «страшный»,
«сухой», «мокрый» и, тем самым, помочь ребенку лучше подготовиться к будущим
сходным ситуациям и с ними справиться.
Одним из самых важных разделов абилитации детей с РАС является оказание психокоррекционной и социально-реабилитационной помощи, с формированием навыков социального взаимодействия и адаптации.
Основные цели терапии — снижение напряжения в семье, повышение качества жизни и функциональной независимости аутиста. Не существует единого оптимального метода терапии, она подбирается индивидуально.
Имеющиеся нарушения эмоционально-волевой сферы у данной категории детей требуют комплексного использования различных психокоррекционных технологий, среди которых важное место занимает арт-терапия.
Арт-терапия играет особую роль в коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений у детей с РАС. Она дает возможность выхода чувств, которые не могут быть выражены вербально. Это лечение творчеством, с помощью таких художественных приемов как рисование, музыка, театрализованные игры, танцы, чтение, проигрывание сказок, занятия с глиной и т.д.
Существует множество разнообразных техник рисования. Их выбор индивидуален и зависит от личных предпочтений каждого ребенка. Один наотрез откажется сам пачкать ладони, зато будет рисовать руками педагога, другому подавай только кисть или губку, третий любит выдувать из трубочки, четвертый готов использовать любые техники.
Считается, что рисование ладонями и пальцами способствует развитию осязательного чувства, гибкости пальцев, снимает напряжение, служит профилактикой и коррекцией тревожности, социальных страхов, подавленности. Краску на руки можно наносить кисточками различной жёсткости, щёткой, губкой или просто окунать пальчики или руку в баночку, палитру с краской. Рисунок обязательно должен иметь свой сюжет. Например, отпечаток ладони – птичка, сидящая на ветке дерева или в траве.
Можно использовать различные поролоновые губки, вату, природные материалы. Изображаем блины на Масленицу, мамин яблочный компот, заснеженный лес, поляну цветов и т.д.
Каракули, любимые многими детьми, рисуются восковыми мелками или пастелью. Ритмичные движения помогают снять эмоциональное напряжение, создают настрой на занятие. Если впоследствии еще и закрасить акварелью весь лист, то ребенок увидит как волшебным образом проступает предыдущий рисунок.
Комментарии
Отправить комментарий