«Рекомендации
родителям по развитию памяти у детей с ЗПР»
Память – один из важнейших психологических процессов, с помощью
которого ребенок познает окружающий мир. Чтобы ребенок успешно осваивал учебную
деятельность, у него должны быть развиты к моменту поступления в школу все виды
памяти.
Виды памяти: - образная (зрительная, слуховая, осязательная,
обонятельная); - словесно-логическая;
- двигательная.
Индивидуальные особенности памяти. Существует три типа памяти:
- наглядно-образный;
-словесно-логический;
- промежуточный (гармонический).
Дети, которые относятся к первому типу,
лучше запоминают картины, лица, цвета, звуки. Дети, которые относятся ко
второму типу, лучше запоминают понятия, словесные формулировки, формулы. Дети,
которые относятся к третьему типу, одинаково хорошо запоминают
наглядно-образный и словесно-логический материал.
Родители часто недоумевают, почему их
малыш с трудом разучивает стишок, который задали к празднику, а полюбившиеся
песенки или стихи запоминает легко и может повторять их бесконечно? От чего
зависят способности к запоминанию? И, самое главное можно ли развить память
ребенка?
Чем больше внимания родители уделяют
развитию различных видов памяти, внимания и воображения малыша, тем выше
интеллектуальный потенциал их ребенка.
Упражнение «Что в корзинке?»
Это упражнение позволяет развивать у детей с ЗПР произвольную память. Эта игра
является вариацией первого упражнения. Так же как и в предыдущем случае,
принимать участие могут несколько человек. Суть сводится к следующему. Вы
говорите о том, что «лежит в корзине», и предлагаете детям «дополнить» ее
содержимое чем-то новым, предварительно перечислив то, что там уже есть.
Например: «У меня в корзинке персики…» «У меня в корзинке персики и абрикосы…»
«У меня в корзинке персики, абрикосы и груши…» и так далее. Во время этой игры
дети не только развивают память, но и учатся фантазировать, представляя себе,
что уже лежит в корзинке и что бы они хотели туда положить. Игры и упражнения,
которые можно использовать в домашних условиях для развития внимания ребенка.
Упражнение «Что изменилось»
Цель: развитие произвольного внимания. Инструкция. На стол ставится три-четыре
игрушки (затем количество увеличивается) и ребенку предлагают рассмотреть их в
течение 10-15 секунд. Затем попросите отвернуться, а тем временем уберите одну
игрушку или поменяйте их местами. Когда он повернется по вашему сигналу,
спросите его, что же изменилось?
Упражнение «Четвертый лишний»
Цель: развитие концентрации, умения распределять внимание. Инструкция. Ребенку
предлагают 4 предмета: три из них из одной группы и один из другой (например:
ложка, вилка, поварешка и книга). Можно заменить карточкой с изображениями
предметов. Предложите ребенку внимательно посмотреть и найти, что здесь лишнее
и почему?
Упражнение «Нарисуй» Цель:
развитие навыка внимательно слушать и выполнять указания взрослого. Инструкция.
На листе бумаги нарисовать схематически четыре шарика, один из них большой.
«Раскрась шары так, чтобы большой шар был между зеленым и синим, а зеленый был
рядом с красным».
Комментарии
Отправить комментарий