Деятельность дефектолога по формированию сюжетно-ролевой

игры у детей ЗПР

     В раннем детстве у таких детей недоразвитие игровой деятельности оказывается как бы «запрограммированным». Причины этого: низкий уровень познавательной активности, запаздывание в сроках овладения двигательными функциями, предметными действиями, речью, эмоциональным и ситуативно-деловым общением со взрослыми (О.П. Гаврилушкина, П.Ф. Каптерев, Г.А. Мишина, Н.Д. Соколова и др.).

    И несмотря на это, развитие детей с нарушением интеллекта проходит те же стадии, что и развитие нормально развивающегося ребенка (Л.С. Выгодский), т.е. происходит последовательная схема ведущего вида деятельности, определяющей переход от одной стадии к другой.

    В сюжетно-ролевых играх содержание обучения как бы вплетается в игровой сюжет, интересный и близкий и, что самое главное понятный детям по жизненному опыту. Самостоятельно игра у детей с нарушением интеллекта не формируется. Поэтому, значительная роль в ее организации принадлежит дефектологу: он определяет ее содержание, сюжет, полностью решает организационный компонент. Предлагая игровой сюжет, дефектолог предусматривает такое поведение детей с нарушением интеллекта, которое обеспечивает усвоение новых знаний, умений, нравственных правил. Дети, действуя в воображаемой ситуации, решая игровые задачи в пределах заданного игрового сюжета, незаметно для себя усваивают заложенный в них учебный материал. Усвоив от старших эти игры, дети могут играть в них сами, повторяя или творчески изменяя их содержание, но сохраняя их обучающую основу и правила игры.

    Обучение игровой деятельности является важным направлением специального дошкольного образования. В процессе обучения игре реализуются задачи формирования речевой активности детей, обучения взаимодействию друг с другом, развития творческого Я, умения использовать разнообразные средства для передачи явлений действительности в игровой деятельности.

        Игра при правильном ее формировании решает задачи умственного, нравственного, физического и эстетического развития каждого ребенка начиная с раннего возраста. В игре с первых этапов ее развития формируется личность ребенка, развиваются те качества, которые потребуются ему в учебной деятельности, в труде, в общении с людьми.

 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога