Деятельность дефектолога по формированию
сюжетно-ролевой
игры у детей ЗПР
В раннем детстве у таких
детей недоразвитие игровой деятельности оказывается как бы
«запрограммированным». Причины этого: низкий уровень познавательной активности,
запаздывание в сроках овладения двигательными функциями, предметными
действиями, речью, эмоциональным и ситуативно-деловым общением со взрослыми
(О.П. Гаврилушкина, П.Ф. Каптерев, Г.А. Мишина, Н.Д. Соколова и др.).
И несмотря на это, развитие
детей с нарушением интеллекта проходит те же стадии, что и развитие нормально
развивающегося ребенка (Л.С. Выгодский), т.е. происходит последовательная схема
ведущего вида деятельности, определяющей переход от одной стадии к другой.
В сюжетно-ролевых играх
содержание обучения как бы вплетается в игровой сюжет, интересный и близкий и,
что самое главное понятный детям по жизненному опыту. Самостоятельно игра у
детей с нарушением интеллекта не формируется. Поэтому, значительная роль в ее
организации принадлежит дефектологу: он определяет ее содержание, сюжет,
полностью решает организационный компонент. Предлагая игровой сюжет, дефектолог
предусматривает такое поведение детей с нарушением интеллекта, которое
обеспечивает усвоение новых знаний, умений, нравственных правил. Дети, действуя
в воображаемой ситуации, решая игровые задачи в пределах заданного игрового
сюжета, незаметно для себя усваивают заложенный в них учебный материал. Усвоив
от старших эти игры, дети могут играть в них сами, повторяя или творчески
изменяя их содержание, но сохраняя их обучающую основу и правила игры.
Обучение игровой деятельности является
важным направлением специального дошкольного образования. В процессе обучения
игре реализуются задачи формирования речевой активности детей, обучения
взаимодействию друг с другом, развития творческого Я, умения использовать
разнообразные средства для передачи явлений действительности в игровой
деятельности.
Игра при
правильном ее формировании решает задачи умственного, нравственного,
физического и эстетического развития каждого ребенка начиная с раннего
возраста. В игре с первых этапов ее развития формируется личность ребенка,
развиваются те качества, которые потребуются ему в учебной деятельности, в
труде, в общении с людьми.
Комментарии
Отправить комментарий